Создать сайт
Понравился? Нажмите -
@ADVMAKER@
КОРРУПЦИОННЫЕ И ВЫМОГАТЕЛЬСКИЕ СХЕМЫ ЕГЭ И ОЛИМПИАД
Добавил: aflitunov 20 февраля 2013 11:05

 

       Я много лет занимаюсь научно-образовательной деятельностью. Недавно мне пришлось вплотную столкнуться с заданиями  ЕГЭ и олимпиад для учащихся и выпускников школ.

       Рассмотрим содержание обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку.

       Задания В1-В4 по математике относятся к уровню класса ниже 7ого. И нужны ли они после 11 класса? Задания В5-В15, С1-С3 относятся к школьному курсу математики старших классов ( при этом В6 включает задания неоднородной сложности, а В12 относится больше к физике и предполагает только подстановку данных). Задания С4-С6 нельзя прямо отнести к школьным курсам, скорее, они относятся к уровню олимпиад. При этом исчез главный «дух» математики – доказательство. Без умения доказывать математик превращается в поверхностного эрудита, игрока по памяти типа участников игры «Что, где, когда?». А где математическая культура, логика, мышление? Содержание заданий при этом не соответствует рекомендованным учебникам и проектам стандартов. И, конечно, печальное зрелище предстаёт перед глазами, когда выпускник не имеет представления о комплексных числах, а значит, и об основной теореме алгебры. В заданиях по геометрии отсутствуют требования доказательств и построений, а значит, собственно, геометрии и нет. А без алгебры и геометрии о математике и говорить нечего. Некоторые тесты следует заменить заданиями с доказательствами и построениями циркулем и линейкой. Задания по содержанию должны соответствовать фундаментальным разделам математики и иметь не менее 2 уровней: для математических, естественнонаучных направлений и для гуманитарных.

        Так же печально обстоит дело с тестами по русскому языку. Россия – многонациональная страна, где есть школы с национальными языками обучения, а также с учащимися-мигрантами. Было бы большой ошибкой требовать от всех выпускников единого уровня для ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку, как государственному, должен соответствовать определенным дифференцированным стандартным требованиям. За образец можно было бы принять структуры международных систем по английскому языку ( IELTS, TOEFL и др.).

       Плохо обстоит  дело и с олимпиадами. Приведу пример. Мой ученик Тахаутдинов Ш.Р. , обучавшийся экстерном, принимал участие в декабре 2012 г. в Межрегиональных предметных олимпиадах онлайн, организованных одним из самых сильных университетов России (кажется, третьим по рейтингу, после Московского и Санкт-Петербургского университетов) – Казанским (Приволжским) федеральным университетом. 

       Вопросы по многим предметам были сформулированы неверно, зачастую были предложены вопросы, имеющие многозначные ответы в соответствии с разными линиями сравнения (кстати, это характерно и для тестов по ЕГЭ). Возьмём для примера предметные Межрегиональные олимпиады КФУ (онлайн). Так, в вопросе 30 олимпиады по истории в качестве «лишней» из 4 фамилий (Медведев, Гайдар, Черномырдин, Руцкой) безоговорочно указан Руцкой. Видимо, в качестве линии сравнения по умолчанию взята вневременная причастность соответствующих лиц к должности премьер-министра. Но ведь можно рассуждать по-другому: я бы исключил (думаю, что так сделало большинство) фамилию Медведева (как единственного в этом ряду ныне действующего государственного деятеля высшего звена).

     Или по математике (вопрос 7 пункт 2): объявлено неверным утверждение «Если одна из двух параллельных прямых параллельна плоскости, то и другая прямая параллельна этой плоскости». Но во всех случаях, кроме вырожденного особого случая (когда одна из этих прямых лежит на этой плоскости), это утверждение верно! В математике существуют понятия «общего положения» и «вырожденных» случаев…  

      Рассмотрим подробнее на примере обществознания, которое на первом месте среди необязательных выбираемых предметов для ЕГЭ.

1) Как Вы думаете, выражение Марка Твена «Человек – религиозное животное» кому приписали авторы Межрегиональной олимпиады КФУ по обществознанию (онлайн 10.12.2012)?

Альберу Камю! Близкому к атеистическому экзистенциализму автору «Бунтующего Человека». Привожу первоисточник.

Mark Twain: “Man is a Religious Animal. He is the only Religious Animal. He is the only animal that has the True Religion... He is the only animal that loves his neighbor as himself and cuts his throat if his theology isn't straight. He has made a graveyard of the globe in trying his honest best to smooth his brother's path to happiness and heaven....The higher animals have no religion. And we are told that they are going to be left out in the Hereafter. I wonder why? It seems questionable taste”.
 "
The Lowest Animal". Пришлось и участнику ответить также «правильно»!

Похоже, теперь тесты учат невежеству.

2)  С удивлением обнаруживаю в «правильных» ответах на вопросы Межрегиональной олимпиады КФУ по обществознанию (см. Приложение, вопрос 3), что практика – это не «деятельность, направленная на производство средств к  жизни, и связанное с этим преобразование общества и природы», а «система необходимых приспособительных действий человека как живого существа», т.е., по мнению авторов вопросов олимпиады, ЧЕЛОВЕК ОСТАЛСЯ ЖИВОТНЫМ!

Открываю «Обществознание: полный справочник/П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: Астрель,2013» на с.114 и читаю: «Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности…». ОТКУДА ТАКИЕ «ЗНАНИЯ» ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У АВТОРОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ КФУ?

3) «Психическая реакция… при виде чужого успеха…становится побуждением к действиям, направленным против преуспевающего человека» (вопрос 4). Подумали, что это «зависть»?! ВЫ ОШИБЛИСЬ! ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЭТО СОВЕСТЬ!!! Хорошенькая совесть ныне у знатоков обществознания!

4) «Коммуникация как процесс информационного взаимодействия людей отличается от общения» (вопрос 6), оказывается, не обменом информацией, а «однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)! Таким образом,  если Вы отправили письмо и не получили ответа, Вы вступили в коммуникацию, а если получили, то в общение. Не хочу обсуждать абсурдность такого «взаимодействия», но это так похоже на ответы Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль». Наверно, современное школьное обществознание направлено на  воспроизводство недорослей.

5) Свобода – это (вопрос 12) не «способность и возможность человека делать собственный выбор», а «деятельность человека, выстраиваемая в соответствии…необходимостью…». Конечно, никто не препятствует возврату авторов вопроса к гегельянству, но тогда зачем вводить школьников в заблуждение? Открываю тот же Справочник  по обществознанию для подготовки к ЕГЭ (тема 13 «Свобода и ответственность личности», с. 106-107): «Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение…», т.е., участник олимпиады дал опять совершенно верный ответ. Свобода как необходимость и свобода как произвол отнесены в справочнике к крайним (тоталитарным и экстремистским) концепциям.

6) «Исторически установившийся порядок поведения социальной группы» теперь не обычай, а привычка (таков «правильный» ответ на вопрос 18!).

7) Вопрос 21 состоит из 10 утверждений. Правильный ответ при этом предполагает:

7-1) неприменимость понятия прогресса ко всем областям жизни;

7-2) разрыв между нравственностью и моралью (тогда как в официальном Справочнике на с.66 читаем: «Понятия «мораль» и «нравственность»…многие мыслители отождествляют…» (Читали ли труды этих мыслителей авторы вопросов? Какова их профессиональная квалификация?);

7-3) оказывается, по мнению авторов вопроса, термин социализм ввёл не Леру. Поясняю:

 1. «Леру (Leroux) Пьер (1797 – 1871) – франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 году основал журнал «Le Globe», печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христианского социализма, которую развивал в « De Egalite» (1838), «Refutation de I`electicisme» (1839) и др.». 
Источник: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 240. 

То есть, уже в 1838 году Пьер Леру термин «социализм» уже применял. Марксу ещё только 20 лет. 

2. Леру (Leroux) Пьер (1797-1871), французский философ, один из основателей христианского социализма (ввёл слово «социализм»). 
Источник: Новая Иллюстрированная Энциклопедия. Том 10. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2000. С.127. 

3. «Социализм – термин, первоначально употреблённый в политическом лексиконе в 30-х годах 19 в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную)». 
Источник: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 427;

7-4) хулиганство авторы относят исключительно к административным правонарушениям, тогда как ст.213 УК РФ пока не отменена, а более сильная форма ответственности, разумеется, не может в правильном ответе оставаться без указания;

8) ещё более удивителен «правильный» ответ авторов на свой вопрос 23: освобождение – ИММУНИТЕТ!!! А вот ЭМАНСИПАЦИЯ (указываемая всеми остальными источниками) –ответ неправильный!!!

9) в ряду «монархия, полития, аристократия, олигархия»(вопрос 24) авторы, не ссылаясь на линию сравнения и неоднозначность возможных ответов, считают лишним понятие олигархии. Обратимся к источникам. Термин «олигархия»  первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя её аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархияаристократия и полития, каждая из которых вырождается в неправильные формы — тиранию, олигархиюдемократию соответственно.

Но так считал только Аристотель, Платон считал по-другому! Если подходить с точки зрения современных исследователей  и современной терминологии, то надо бы исключить из первоначального ряда прежде всего «политию» (как ныне  устаревшее и совершенно не применяемое понятие). В большинстве случаев в современных исследованиях в демократических странах понятия аристократии и олигархии являются однопорядковыми, можно сказать, «ругательными». А вообще, неоднозначные вопросы во многих предметах из тестов исключаются (см., например, методические указания к ЕГЭ по русскому языку).

Таким образом, участник Межрегиональной олимпиады КФУ по обществознанию Тахаутдинов Шамиль Рустемович не допустил ни одной ошибки в своих ответах. Устроители же олимпиады, выставив  тенденциозно 19 баллов вместо 30 (63%),  грубо нарушили этические нормы и право участника на справедливую объективную оценку. Прошу ректора КФУ создать комиссию в лице авторитетных ученых и дать указание пересчитать правильно баллы участников олимпиады.

Руководителей страны, министра науки и образования, членов соответствующего профильного комитета ГосДумы РФ прошу обратить внимание на необходимость правильного формирования содержания заданий ЕГЭ и олимпиад в соответствии с рекомендованными базовыми учебниками и международным опытом.

 

Президент Всемирного союза интеллектуальной элиты,

Президент Всемирной Платоновской академии наук и искусств            А.Афлитунов

(albregit@gmail.com)     12/12/2012

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы, в которых вы допустили ошибку:
Красным цветом выделены Ваши ответы, зеленым - правильные ответы

Вопрос 3 (1 балл):

Правильным является следующие определение практики:

1.  чувственное познание мира с помощью наблюдения и эксперимента

2.  совокупность реальных действий и поступков субъекта, направленных к достижению поставленных целей

3.  система необходимых приспособительных действий человека как живого существа

4.  деятельность, направленная на производство средств к жизни, и связанное с этим преобразование общества и природы

 

Вопрос 4 (1 балл):

Психическая реакция человека, которая проявляется при виде чужого успеха и в положительном плане выступает стимулом творческой активности личности, а в негативной форме становится побуждением к действиям, направленным против преуспевающего человека:

1.  страх

2.  ревность

3.  зависть

4.  совесть

 

Вопрос 6 (1 балл):

Коммуникация как процесс информационного взаимодействия людей отличается от общения:

1.  обменом информацией между партнерами

2.  однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)

3.  наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками

4.  равноправием участников в обмене информацией

 

Вопрос 12 (1 балл):

Свобода - это:

1.  деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования

2.  ничем не стесняемый личный выбор человека

3.  способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями

4.  такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями

 

Вопрос 18 (1 балл):

Исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации называется

1.  обычаем

2.  статусом

3.  этикетом

4.  привычкой

 

Вопрос 21 (2 балла):

Из приведенных ниже утверждений выберете верные.

1. Прогресс применим ко всем областям жизни

2. Нравственность - то же что и мораль

3. Термин "социализм" был введен П. Леру

4. Плата за природные ресурсы называется процентом

5. Хулиганство относится к административным правонарушениям

6. Темперамент - совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой этих чувств - с другой.

7. Политическая культура вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий

8. Умозаключение - процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления

9. Добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов - это политическая партия

10. Социализм - низшая ступень коммунизма

Получившуюся последовательность цифр ввести без пробелов, запятых и других знаков в порядке возрастания.

Ваш ответ: 12367810

Верный ответ: 567810

 

Вопрос 23 (2 балла):

Многие современные термины пришли к нам из других языков. Определите, какой термин скрывается за словом.

1. Освобождение - _____________;
2. Вещь, отданная на хранение - _____________.

Ответ ввести заглавными буквами без пробелов, запятых и других знаков в именительном падеже, начиная с первого.

Ваш ответ: ЭМАНСИПАЦИЯДЕПОЗИТ

Верный ответ: ИММУНИТЕТДЕПОЗИТ

 

Вопрос 24 (2 балла):

Перед вами два ряда слов, найдите лишнее понятие в каждом из них.

1. Монархия, полития, аристократия, олигархия.
2. Канцлер, Бундестаг, Бундестрат.

В ответе укажите сначала лишнее понятие для первого ряда слов, затем для второго. Ответ ввести заглавными буквами без пробелов и запятых по контексту.

Ваш ответ: ПОЛИТИЯКАНЦЛЕР

Верный ответ: ОЛИГАРХИЯКАНЦЛЕР

 

 

 

Просмотры (325)  Комментарии (0)  Форум (Общие)